Меню

Шмаков сталь анатольевич стихи

90 — летию Сталя Анатольевича ШМАКОВА, посвящается

17 января 2021 года,

Сталю Анатольевичу ШМАКОВУ исполнилось бы 90 лет!

Пять лет назад, в Липецком государственном педагогическом университете состоялся торжественный вечер, посвященный 85-летию со дня рождения педагога-новатора. Тогда, вспомнить любимого педагога пришли ученики и коллеги профессора, которые общались и работали с ним в 1960-1990 годы.

Сегодня, в день рождения Сталя ШМАКОВА, вашему вниманию представляется сайт stalshmakov.ru

Присылайте свои воспоминания, фотографии и быть может видеофрагменты со Сталем Анатольевичем на почту stalshmakov@gmail.com

Вместе у нас получится большая энциклопедия о жизни и творчестве С.А. Шмакова.

9 апреля 2000 года остановилось сердце Сталя ШМАКОВА.

В память о Стале Анатольевиче Главой администрации города Липецка учреждена премия имени С. А. Шмакова (2000);

Его имя носит Дом Детского Творчества «Городской» города Липецка.

В средней школе № 24 города Липецка в память о С. А. Шмакове с 2000 года действует музей педагогических классов, выпускники которых выбирали учительскую профессию.

В Липецке и Новосибирске проводятся «Шмаковские чтения».

В Липецке проводится открытый фестиваль игровых программ «Весёлая Карусель», созданный по проекту С. А. Шмакова.

В честь Шмакова названа улица в Новосибирске.

Сегодня мы мы вспоминаем его как человека, талантливого человека, так много отдавшего своим ученикам.

Источник

Слово о времени и человеке

Завтра, 17 января, исполняется 85 лет со дня рождения Сталя Шмакова – педагога, ученого, публициста, одного из интереснейших представителей отечественной досуговой педагогики. Человек разносторонних дарований, он известен в стране, прежде всего как идеолог становления системы детских оздоровительных лагерей и автор книг по методике организации детского досуга. Сталь Шмаков был учителем, наставником и вдохновителем курянина Александра Трубникова, который многие годы возглавляет молодежный центр «Монолит».

А еще он писал стихи, писал на протяжении всей жизни. Писал не для печати: для себя, для близких людей, для сценариев или поздравления друзей с какой-либо датой. Писал легко.
По натуре Сталь Анатольевич был созидатель и собиратель в том исконно русском смысле, что собирал вокруг себя все талантливое, молодое, яркое и позитивное, собирал добрые идеи, собирал свой мир.

Давайте свой праздник добра установим
И землю умоем росой и дождем…

(«Есть праздник в году»…)

Слово Шмакова необыкновенно точно и прозрачно по смыслу. В нем – воистину пушкинская ясность, простота и сила.
В период перестройки Сталем Анатольевичем написаны несколько интересных поэтических текстов гражданско-патриотической направленности, типичные настроения в них – это боль и горькое сожаление по поводу социальных неурядиц и духовных заблуждений в стране:

…Страна моя – забытый Богом остров,
Где по краям жара и синий лед.
А жизнь – стрела, отточенная остро:
То – недолет, то – прямо в цель, то – перелет

(«Смешалось все в российском старом доме»…).

Мама поэта Анна Ивановна Смышляева-Шмакова после ареста мужа жила в шестиметровой кладовке, она, интеллигент и идеалистка, от руки переписала для сыновей-близнецов целую антологию русской классической поэзии. Так что любовь к слову Сталь Анатольевич впитал с материнским молоком.

…И говорил мне: «Внучек, ты не прав,
вглядись-ка в блюдца светлое оконце:
В крупинках чая дух цветов и трав
И русский дух полей, лугов и солнца»…

(«Русский чай»)

Сталь Анатольевич за 4 года закончил два факультета Новосибирского государственного педагогического университета: русского языка и литературы и историко-психологический.

Там дорожки и тропки косые,
Там природа – как часть бытия,
Там все боли и беды России,
И проблемы, и темы ея,
И бесценность, и ценность своя

(«Провинция»).

В творчестве Сталя – любовь к Родине, горечь по поводу исторических катаклизмов, подрывающих ее силы, педагогическая поэзия, философская лирика.

Дым Отечества медленно стлался,
Покрывая всю землю окрест.
Все ушло, и как символ остался
Лишь ветрами растерзанный

крест («Провинция»).

Русскую березу описывали тысячи раз. Образ ее в литературе сегодня стал банальным на грани кича. Но у Шмакова он не просто нов и индивидуален, он гениален.

Читайте также:  Сталь к100 характеристики состав

Там поленницы пахнут грибами,
Белый иней лежит в борозде,
Чудо-кони своими губами
Мягко клеются к стылой воде.
Да звенят три колечка в узде.

Там погосты с зелеными туями,
Там щедры и боры, и леса,
Там березы молочными струями
Льются прямо с земли в небеса.
У глубинки свои чудеса

(«Провинция»).

Поэтическое наследие Шмакова – это целый ряд высокохудожественных текстов, практически не известных широкой аудитории. Причем значительная часть их вообще никогда не издавалась. Многие находятся в частных руках. Большинство текстов автор не предназначал для печати: это личные впечатления, отклики на определенные события, поэтические раздумья.
А еще он писал тексты песен, недаром его считали одним из основоположников советского бардовского движения. По одним источникам он является автором 200, по другим – 600 песен.

Когда шумят ночные сосны,
А в небе бродит диск луны,
Осенний ветер медоносный
Мальчишкам навевает сны…

(«Когда шумят ночные сосны»).

Словно лирический педагогический манифест, звучали для нескольких поколений выпускников Липецкого государственного педагогического института слова Сталя Анатольевича:

(Детства) мир удивительно тонок?
Нежен, словно вишневый цвет.
В этом мире каждый ребенок –
Чудо! Тайна! Мечта! Секрет!
Каждый маленький – это личность –
Гамлет, Лир, Робинзон, Дон Кихот .

Будьте добрыми, будьте стойкими,
В борьбе за детей сильны,
Будьте вниманья ребят достойными –
Самых умных людей страны

(«Где-то там, за кормою…»).

В конце жизни Сталь Анатольевич пришел к Богу. Многие стихи зрелого периода носят откровенно исповедальный характер. Это удивительные по искренности и прелести миниатюры. У читателя возникает ощущение разрушения границ пространства и времени, настолько силен и талантлив в них эмоциональный посыл:

И ты, и я – частица бытия
И вольтова дуга любви неповторимой.
И значит, все слова земли моей родимой
Есть суть моя и есть судьба моя

(«Письмо»).

Людмила ШОПИНА,
доцент Липецкого государственного
педагогического университета.

Источник

Шмаков сталь анатольевич стихи

20-летних мы считали… старыми…
Далёкими, как в небе звёзды, взрослыми
Когда, влюблённые, они гуляли парами,
А мы дрались… с девчонками несносными

30-летних… мы считали… старыми…
Мы их в расчёт… не брали, не хотели
Когда, бренча походными… гитарами,
Мы у костра… с девчонками сидели…

40-летних… мы считали… старыми…
Отжившими… отпевшими… и бывшими
Воспринимали только лишь уставшими,
Непонимающими… нас и… отлюбившими…

Но нет, не старит… человека… время,
Останемся … красивыми… седыми…
Трагедия не в том, что мы стареем,
А в том, — что остаёмся… молодыми!

3 комментария

Похожие цитаты

Ты однажды проснешься один
И поймешь, что душа зачерствела.
Что внутри — целый айсберг из льдин,
И что хочешь тепла… ее тела,

Ее запаха длинных волос,
И парфюма на мягкой подушке.
Вспомнишь, как не могла сдержать слез,
Когда ты убивал… равнодушьем.

В подсознании снова всплывет
Разговор и последняя встреча;
Твоих слов — обжигающий лед,
Ее руки, и губы, и плечи…
… показать весь текст …

Как хочется назад, в двадцатый век.

Как хочется назад, в двадцатый век…
А может, просто в юность возвратиться.
Листать потертых томиков страницы
В уютной тишине библиотек.

Горбушку хлеба с сахаром жевать.
Варить джинсу. Врубать погромче песни
Высоцкого, Кино, Битлов и Пресли.
В чужих садах черешни воровать.

Счастливые мгновения копить,
Подклеивая карточки в альбомы.
Припомнив всех друзей, родных, знакомых,
Открыток и конвертов накупить.
… показать весь текст …

В память о тех, кого уже нет с нами.

Замирает огонь… затихает в камине…
Только стрелки часов неустанно бегут…
Вдруг уходят от нас те, кого мы любили…
Забирая с собой счастье наших минут…
Это больно… мы ищем потерю…
И Душа вдруг в комочек сожмётся, в груди…
Шепчут губы… не надо… не верю…
Просит сердце… о, Господи, ты помоги…
И не лечит нас время… и боль не стихает…
И сжимает объятья свои всё сильней…
Только память всё помнит и не забывает
Дорогих наших, вечно любимых людей…
Замирает огонь… затихает в камине…
И, сгорая, уносятся в небо годА…
… показать весь текст …

Читайте также:  Сталь для пружин матрасов

Источник

Сила слова как феномен педагогики С.А.Шмакова

Сталь Анатольевич Шмаков- педагог, ученый, мыслитель, философ, поэт, публицист, бард, блистательный организатор. Человек редкого, удивительного обаяния.

Дивной акустической особенностью и способностью обладала жизнь этого человека. Слова указанные много лет назад (даже шепотом) доносятся до нас как живые. Выкристаллизовавшись в его душе, они могли принимать самые разнообразные формы: монографии и научные статьи, небольшие эссе и полемические заметки, стихи и песни, пьесы и спектакли, мысли и афоризмы.

Профессором С.А. Шмаковым написано более тысячи научно-педагогических трудов: монографий, книг, пособий, статей, опубликованных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Много лет он плодотворно сотрудничал с редакцией периодического издания «Новая школа». Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» получила гран-при на Международной книжной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью (1997). По его книгам учатся студенты университетов, педвузов, педколледжей, работают учителя и воспитатели. Всего им написано около 1000 статей по проблемам педагогики для центральных и региональных газет. Он лауреат пяти международных российских и областных премий в области образования и журналистики. Сталь Анатольевич — автор детских пьес, сценариев телевизионных публицистических фильмов, автор шести сборников песен, в которых порядка 200 песен.

И всё это — казалось бы, столь несовпадающее, несопрягающееся — сопрягается и совпадает в творческой жизни одного человека. Причем сплачивается таким образом, что даже самое пристальное всматривание не обнаружит ни, только зазора, но и швов в этой почти природной цельности, хотя и сработанной личной волею Мастера. Древние говорили: « Отдай ребёнка на воспитание рабу, у тебя будут два раба».

Это аксиома — только талантливый воспитает талантливого, только крылатый поставит на крыло другого, только счастливый вырастит и воспитает счастливого.

Школа учит человека меняться. Не рывками, не скачками (круг — эллипс), а постепенно. И состояние изменения должно стать содержанием образования (как для ученика, так и для учителя).

Учитель- профессия типа «человек-человек». Это профессия социально видная, публичная. А это значит, что обществу не безразлично каков он, учитель! Ведь профессию учителя характеризует нечто большее, чем просто профессионализм.

«Учебный труд в современной школе изнурителен. Поле творческой деятельности ребенка складывается из многих компонентов.

Растущий человек ежедневно, ежечасно должен удивляться крошечным открытиям в себе и окружающей мире на уроке, вне урока, всегда, везде.

Как важно, чтобы приходя в школу (в лагерь), ребёнок удивился,
восхитился, засмеялся, задумался» С.А.Шмаков.

Как важно, чтобы школа стала по-настоящему «суверенной территорией детства!». Так как «гуманистический подход к воспитанию ставит в центр педагогики прежде всего, личность ребёнка. » писал ученик Шмакова С.А., академик О.С. Газман. Профессор Шмаков имеет несколько патентов в области теории воспитания.

Сталь Анатольевич, как великолепный режиссёр и талантливый педагог, ставит в педагогике сверхзадачи:

Ø Жить по принципу событийности.

«. Необходим богатый фонд счастливых событий. Школа, лагерь без событий — богодельня, скукодвор.» С.А.Шмаков.

« Традиции — плечи предшествующих поколений» С.А.Шмаков.

Ø Жить по « теории антиканонов», остро чувствуя свежий ветер перемен. «Талант вожатого и учителя-это способность хранить ценности прошлого и сбрасывать, если нужно, нажитые приёмы, чтобы открыть себя в новой реальности». С.А.Шмаков.

Ø Единственное предупреждение: ко всем (педагогическим) идеям и идеологиям прошлого и настоящего необходимо относится взвешенно» С.А. Шмаков

Ø Жить по принципу влюбленности.

Влюбленности в педагогическую профессию, в суверенную территорию детства. В педагогике удача сопутствует любящим. « Лишь любовь к детям и оптимизм охраняют работающих с ребятами взрослых от эмоционального выгорания со всеми его тяжелыми последствиями, как для педагогов, так и для детей, у которых надо учиться бескорыстно любить» С.А.Шмаков.

Ориентируясь на этот принцип, много позже другой блистательный ученик С.А.Шмакова- кандидат педагогических наук, доцент ЛГПУ О.А.Казанский напишет свою необыкновенную книгу « Педагогика как любовь».

Читайте также:  Таблица hrc для стали

Организация детского досуга — дело, требующее энтузиазма и фантазии, выдумки и таланта. Сам Сталь Анатольевич, как человек огромной творческой энергии был ярким воплощением принципа креативности. «Человек начинается с творчества» — вот педагогическое кредо Шмакова!

Ø Жить на высоком эмоциональном накале, не щадить себя, «раскачивать всё инерционное, будоражить скуку, ставить перед собой высокие цели».

« Может быть то, что я скажу, спорно, но прежде всего, нужно НАЙТИ В РЕБЁНКЕ ЧЕЛОВЕКА и помочь ребёнку открыть в себе человека.

Путей поиска человека в человеке много. Педагогика досуговой деятельности — часть науки-искусства создавать условия, оказывать помощь и поддержку растущему человеку».

Эти неписаные принципы всегда лежали в концептуальной основе педагогического кредо доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя России Сталя Анатольевича Шмакова- автора и основателя одной из наиболее продуктивных педагогических школ современности.

Искусство жить.

У эстетствующих французов есть замечательная культурологическая концепция «Искусство жить». Как сама жизнь, она — ёмкая и многогранная. Сталь Анатольевич Шмаков, будучи ярким представителем русского культурного архетипа, всем своим жизненным примером ярко выражал эту идею « Искусства жить», никогда не опуская планку культурных и моральных ценностей внутреннего императива» до пограничных состояний, заурядности, примитивизма, ущербности и бытовой «замыленности». Ведь « культура в русском понимании этого слова — образ жизни. ».

Сталь Анатольевич, как немногие, полностью реализовал в себе человеческую сущность, утвердил себя как объект свободы, и прежде всего — «внутренней свободы», творчества, красоты, культуры. Культуры как воплощения его внутренних сущностных сил. Его индивидуальное бытие было целостным и гармоничным. Именно он ярко воплощал идею, что «Не место красит человека, а человек — место». « Талантливые люди от декораций не меняются».

Самим своим существованием он украсил жизнь и судьбы множества людей.

В его присутствии всё переставало быть заурядным, даже чаепитие, трапеза или застолье. В этом он также ярко воплощал французскую идею « Искусства стола», но не в её кулинарном, гастрономическом аспекте, а в роскоши человеческого общения.

Блистательный тамада, искрометный, остроумный, изысканный, глубокий мастер «table talk» -застольной беседы, интереснейший собеседник, он очень ценил неформальность человеческого общения и считал эту сторону жизни достойным полем для творчества. Отсюда столько его замечательных эпиграмм, посвящений, стихов, сценариев различных праздников и событий, песен для доверительного собеседника и дружеского круга.

Сталь Анатольевич был последовательным в своих взглядах и принципах. Свои личные убеждения он транслировал в научное, педагогическое наследие, Борцом с дыханием серой скуки, с зеленой тоской за событийность и счастье бытия, он был и в педагогике, и в частной жизни. « Скука — это внешняя примета бездарности. Скука, как засуха убивает все».

Насыщенность жизни яркими событиями, событийность – вот принципы детского досуга, да и досуга вообще. По мнению С.А. Шмакова: « Не раствориться б в суете», и ещё «…должен быть богатый фонд счастливых воспоминаний, собственная духовная история». Как высшую оценку своему скромному существованию, вспоминаю высказывание Учителя в мой адрес: «Молодец девочка, событийно живёшь!»

Сталь Анатольевич был многогранен: поэт, бард, журналист, публицист, рыбак, турист, грибник, коллекционер.

« Интересный человек- это ведь тоже явление природы».

Но всему прочему он предпочитал общение с умными, яркими творческими людьми и сетовал: «У нас стало очень мало породистых людей».

И ещё одна мысль:«Слово «духовность» не переводится ни на один язык мира, оно только русское, Дух как третья Ипостась Святой Троицы: Бог-Отец, Бог- Сын, Бог- Святой Дух.

« Мы богаты уже тем, что живем в России».

Его духовность, внутренний свет Духа и Души Сталя Анатольевича — вот те образцы для подражания для многочисленных соратников и учеников. Ведь воспитание на собственном примере — до сих пор остаётся самым действенным педагогическим принципом.

Приведенные в статье цитаты принадлежат перу Сталя Анатольевича Шмакова.

Источник

Adblock
detector