Меню

Почему духовые инструменты делают из меди

Почему духовые инструменты делают из меди

Из чего делают трубы

Вы, конечно, обратили внимание на то, что беседуем мы о деревянных и медных инструментах, а глава почему-то называется «Серебряные трубы». Может быть, это всего лишь метафора? Нет. Некоторые трубы действительно иногда делают из серебра. Вообще материалы духовых инструментов заслуживают более подробного разговора.

Деление на деревянные и медные инструменты сейчас можно считать чисто условным, оно выражает не столько то, из чего сделана та или иная труба, сколько способ извлечения звука и механическую систему инструмента.


Кларнет

Все свистковые и язычковые трубы с отверстиями в стенках называются деревянными. В старину эти инструменты делались в основном из дерева, поэтому родовое название сохранилось до сих пор. Однако уже давно их изготовляют из многих других материалов. Звучание деревянных духовых вообще мало зависит от того, из чего именно их делают мастера.

Дело в том, что материал почти не влияет на тембр и силу звучания деревянного духового инструмента. Вы уже знаете, что этого никак нельзя сказать, например, о гитаре. Там тембр и громкость как раз определяются материалом, и вовсе не безразлично, сделана верхняя дека из обычной фанеры или из резонансной ели, а нижняя — из простого дерева или благородного палисандра. А тут при выборе материала старые мастера чаще руководствовались соображениями красоты инструмента, открывая для себя широкий простор для исканий. Флейты, например, делали из хрусталя, слоновой кости, фарфора, серебра.


Английский рожок

Правда, некоторые музыканты считают, что ценные металлы все-таки придают тембру инструмента какой-то оттенок. Мол, флейта из серебра делает звук более полным, из золота — мягким, из платины — глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они в основном лишь самим музыкантам с их утонченным слухом, а большинство любителей музыки либо вовсе не различает тембры двух одинаковых, но сделанных из разных материалов инструментов, либо различает с большим трудом, да и то если их специально попросят вслушаться и заметить разницу. Поэтому вполне резонным кажется вопрос: стоит ли делать столь дорогие инструменты, если результат несоизмерим с затратами? Я и сам не раз задавал его музыкантам, и мне приходилось довольствоваться ответом, что все дело в том самом необъяснимом «чуть-чуть», которое так важно в искусстве вообще и в музыке в частности.


Гобой

Однажды был проделан курьезный опыт. Взяли кусок резинового шланга, толщиной стенок и другими размерами соответствующий трубе кларнета, проделали в нем отверстия, приладили кларнетный мундштук и. В общем, вы уже догадались, чем кончился опыт: звучание импровизированного инструмента было очень похоже на звучание настоящего кларнета.

Но это не более чем любопытный факт. А серийные деревянные духовые инструменты в наши дни делаются из недорогих металлов, эбонита, специальных пластмасс, иногда и из своего исконного материала — дерева.


Валторна

Почему же материалы деревянных духовых не влияют на тембр или влияют столь неуловимо? Объяснение простое: стенки инструмента относительно массивны, им почти не передаются колебания воздушного столба. И если тонкие деки хорошей гитары тотчас откликаются на любые колебания струн, то корпус деревянного духового инструмента хранит спокойствие, что бы там ни происходило с воздухом внутри него.

Но что же все-таки определяет тембр разных деревянных духовых инструментов? Прежде всего форма их канала, а значит, и форма воздушного столба. Канал может быть цилиндрическим, коническим, разными бывают соотношения диаметра и длины. Влияет на тембр форма и размеры боковых отверстий и в какой-то степени форма раструба инструмента. Именно в какой-то степени, потому что чаще всего звучащая часть воздушного столба просто не доходит до раструба. И только когда закрыты все боковые отверстия или открыты всего одно-два самых близких к раструбу, он может не слишком значительно влиять на тембр. А поскольку самые низкие звуки деревянных духовых вообще в музыке употребляются редко, так как звучат они глуховато, можно считать, что раструб — деталь чисто традиционная. Это подтверждено акустическими опытами: инструменты, у которых были удалены раструбы, звучали не хуже нормальных почти во всем диапазоне, и только нижняя граница их звукоряда отличалась тембром, а самый низкий звук, получаемый при всех закрытых боковых отверстиях, отличался еще и высотой, потому что раструб как-никак составляет часть общей длины трубы. Флейта вообще обходится без всякого раструба, фагот тоже не расширяется к противоположному от губ исполнителя концу, этот конец лишь оформлен колечком из кости или пластмассы.

Читайте также:  Фунгицид терпен ц медь


Тромбон

А вот у медных духовых форма раструба существенно влияет на тембр. Это и понятно: никаких боковых отверстий у медных труб нет, поэтому граница между звучащим внутри инструмента воздушным столбом и наружным воздухом всегда находится в области раструба. И еще одно отличие от деревянных инструментов: стенки у медных относительно тонкие, они отзываются на колебания столба воздуха и участвуют в формировании тембра. И если сделать трубу из серебра, а не из латуни, как обычно, разница в звучании будет заметна даже немузыканту. Нельзя сказать, что такая труба должна звучать лучше латунной только потому, что сделана из серебра. Нет, просто она дает тембр иного характера. Используются и другие металлы, вернее сплавы, а реже всего как раз чистая красная медь.

Как и в деревянных духовых, форма канала тоже участвует в образовании тембра. У тромбона и фанфары, например, трубка почти по всей длине цилиндрическая, то есть имеет один и тот же диаметр, и только ближе к раструбу начинает расширяться. А у альта, тенора, баритона — коническая, она от мундштука к раструбу все время расширяется.

Разный подбор компонентов, влияющих на тембр, всегда дает и разные результаты. Возьмем, например, валторну. Вы знаете, конечно, ее своеобразное звучание. Чем оно объясняется? Очень длинной тонкой трубкой — если ее выпрямить да еще добавить все три дополнительные трубки, выйдет около пяти метров. Причем примерно до середины трубка цилиндрическая, потом начинает плавно расширяться, а к концу резко переходит в широкий раструб. Во всем другом валторна схожа с остальными медными инструментами — тот же материал, те же вентили, мундштук хоть и несколько другой по форме, но в основе тот же самый.

Есть среди духовых инструментов один совершенно необычный и по звучанию, и с точки зрения классификации. Мундштук у него язычковый, точно такой же, как у кларнета. Инструмент имеет боковые отверстия, как у всех деревянных, и механическая система такая же, как у деревянных, отличается эта клапанная механика лишь в деталях, а не в принципе. Поэтому и относится инструмент к деревянным. Между тем он никогда не делался, да и не мог делаться из дерева, а сразу был выполнен в металле. Это саксофон, сконструированный бельгийским мастером Адольфом Саксом в 1841 году. В названии инструмента увековечено имя его изобретателя.

Ни одно изобретение не рождается на абсолютно пустом месте. Саксофон тоже появился не в результате случайного и неожиданного озарения, как иногда считают. Если бы не было всей предыдущей работы мастера по совершенствованию духовых инструментов, вряд ли возникла бы у него идея сделать саксофон. А как это было, мы сейчас узнаем, только начнем издалека.

Источник

Интересные факты о медных духовых инструментах

Многие духовые музыкальные инструменты изготавливают из меди, вернее, из латуни. Ранее это был очень сложный процесс, отнимающий много сил и времен. Сейчас услуги плазменной резки металла дают возможность облегчить труд. После создания инструмента они покрываются слоем лака. В некоторых случаях используют даже серебро.

Читайте также:  Цвет меди после нагревания

Сейчас из латуни изготавливают следующие духовые: трубу, тубу, валторну, саксофон, тромбон и корнет. Эти инструменты прошли сложный процесс эволюции. Их «предки» изготавливались из самых разных материалов, которые были под рукой у человека – древесины, рогов, раковин. Совершенно неудивительно, что о медных духовых инструментах можно привести не один интересный факт.

Самый маленький инструмент

Наиболее маленьким духовым инструментом, изготавливаемым из латуни, является корнет. Он выше всех прочих инструментов по звуку. Музыкант дует в мундштук, который имеет вид воронки. Несмотря на свои скромные размеры, корнет играет в духовом оркестре очень большую роль.

Гигантом среди духовых является туба. Если этот инструмент распрямить, длина его составит ни много ни мало девять метров! Сгибать тубу придумал бельгиец Адольф Сакс еще в девятнадцатом веке. Туба сворачивается четыре раза. Этот инструмент дает густой, басовый звук.

Это, безусловно, труба. Этот инструмент использовали еще в глубокой древности. Например, широкое применение он нашел в античности. Труба была сигнальным инструментом на войне. Свой нынешний вид труба получила только в пятнадцатом веке. В девятнадцатом веке ее модернизировали с помощью вентилей.

Самый красивый инструмент

Если бы среди медных духовых проводились конкурсы красоты, первое место бесспорно заняла бы валторна. Этот инструмент использовали для подачи сигналов на охоте. Она напоминает красивый рог. Уже в семнадцатом веке валторну включили в состав духовых оркестров.

Самый особенный инструмент

Детище Адольфа Сакса – саксофон – это самый необычный медный духовой инструмент. Он создан с истинной любовью. Саксофон ранее использовался в военных оркестрах. Несколько позже он вошел и в состав симфонических оркестров, а сегодня наиболее широкое применение нашел как джазовый инструмент.

Самый постоянный инструмент

Тромбон существует в своем неизменном виде уже половину тысячелетия! И это несмотря на то, что лазерная резка металла Москва и прочие способы обработки металла усовершенствовались до неузнаваемости. От прочих медных духовых его отличает наличие кулисы – изогнутой трубы, которая предназначена для извлечения низких звуков.

Источник

Медные инструменты

Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ.

Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро, а некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.

К медным духовым инструментам относятся современные валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба. Отдельную группу составляют саксгорны. Старинные медные инструменты — сакбут (предшественник современного тромбона), серпент и др. Медными также являются некоторые народные инструменты, например, среднеазиатский карнай.

Содержание

История медных инструментов

Искусство трубить в полый рог животного или в раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рога и предназначенные для военных, охотничьих и культовых целей.

Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки. Эти инструменты, не имевшие механизма вентилей, давали несколько звуков натуральной шкалы, извлекаемых только с помощью губ исполнителя. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натуральной шкалы, прочно вошедшие в музыкальную практику.

При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки.

Читайте также:  Сколько стоит медь в израиле

По мере усовершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натуральной шкалы, появилось понятие натуральных инструментов, то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральную шкалу.

В начале XIX века был изобретён механизм вентилей, резко изменивший технику исполнения и увеличивший возможности медных духовых инструментов.

Классификация медных инструментов

Медные духовые разделяются на несколько семейств:

  • Вентильные инструменты обладают несколькими вентилями (обычно тремя―четырьмя), управляемыми пальцами исполнителя. Принцип вентиля заключается в мгновенном включении в основную трубку дополнительной кроны, увеличивающей длину инструмента и понижающей весь его строй. Несколько вентилей, подключающих трубки разной длины, позволяют получить хроматический звукоряд. Вентильными являются большинство современных медных инструментов ― валторны, трубы, тубы, саксгорны и др. Существует две конструкции вентиля ― «поворотный» и «стоячий» (пистон).
  • Инструменты с кулисой используют особую U-образную выдвижную трубку ― кулису, перемещение которой изменяет длину находящегося в канале воздуха, таким образом понижая или повышая извлекаемые звуки. Основной кулисный инструмент, применяющийся в музыке ― тромбон.
  • Натуральные инструменты не обладают никакими дополнительными трубками и способны извлекать только звуки натурального звукоряда. Вплоть до начала XIX века натуральные инструменты широко применялись в музыке, затем, с изобретением механизма вентилей, вышли из употребления. Натуральные инструменты также иногда встречаются в партитурах композиторов XIX―XX веков (Вагнер, Р. Штраус, Лигети) для особых звуковых эффектов. К натуральным инструментам относятся старинные трубы и валторны, а также фанфара, горн, сигнальный рожок и подобные им.
  • Клапанные инструменты обладают отверстиями на корпусе, открываемыми и закрываемыми пальцами исполнителя, как на деревянных духовых. Такие инструменты были широко распространены до XVIII века, однако из-за некоторого неудобства игры на них затем также вышли из употребления. Основные клапанные медные инструменты ― корнет (цинк), серпент, офиклеид, клапанная труба. К ним также относится русский народный инструмент ― рожок

В наше время, с возрождением интереса к старинной музыке, исполнение на натуральных и клапанных инструментах вновь входит в практику.

Медные духовые инструменты также могут быть классифицированы по своим акустическим свойствам:

  • Полные ― инструменты, на которых можно извлечь основной тон гармонической шкалы.
  • Половинные ― инструменты, на которых основной тон извлечь невозможно, а звукоряд начинается со второго гармонического созвука.

Применение медных духовых инструментов в музыке

Медные духовые широко применяются в различных музыкальных жанрах и составах. В составе симфонического оркестра они образуют одну из основных его групп. Стандартный состав симфонического оркестра включает:

  • Валторны (от двух до восьми, чаще всего ― четыре)
  • Трубы (от двух до пяти, чаще всего две―три)
  • Тромбоны (как правило, три: два теноровых и один басовый)
  • Тубу (обычно одну)

В партитурах XIX века в симфонический оркестр также нередко включались корнеты, однако с развитием исполнительской техники их партии стали исполнять на трубах. Прочие медные инструменты появляются в оркестре лишь эпизодически.

Медные инструменты также являются основой духового оркестра, в который помимо вышеуказанных инструментов также входят саксгорны разных размеров.

Сольная литература для медных достаточно многочисленна ― виртуозные исполнители на натуральных трубах и валторнах существовали уже в эпоху раннего барокко, и композиторы охотно создавали для них свои сочинения. После некоторого спада интереса к духовым инструментам в эпоху романтизма, в XX веке произошло открытие новых исполнительских возможностей медных инструментов и значительное расширение их репертуара.

В камерных ансамблях медные инструменты применяются относительно редко, однако они могут сами объединяться в ансамбли, из которых наиболее распространён брасс-квинтет (две трубы, валторна, тромбон, туба).

Трубы и тромбоны являются одними из главных инструментов джаза и ряда других жанров.

Источник

Adblock
detector