Меню

Марка стали для бензобаков

Марки стали для изготовления резервуаров и емкостей

Директор по производству Саратовского резервуарного завода совместно с отделом проектирования подготовили обзорную статью по маркам стали, их отличиям и характеристикам, применяемых для производства резервуаров и емкостей.

Завод САРРЗ предлагает большой ассортимент резервуаров, емкостей, аппаратов и сосудов для хранения различных жидких и газообразных продуктов, как не взрывопожароопасных, так и опасных и агрессивных. В зависимости от условий эксплуатации того или иного резервуара, а именно, от температуры окружающей среды и самого продукта хранения, рабочего давления, химических свойств продукта, емкости и сосуды могут изготавливаться из различных марок сталей.

Общие сведения о сталях

На данный момент различают две основные группы сталей:

  • углеродистые стали
  • легированные стали

Следует сначала отметить, что все стали — это сплавы железа и углерода. Но специфика углерода породила необходимость получения сталей с более прочными характеристиками: при увеличении содержания углерода до 1,2 % прочность стали увеличивается, а пластичность и упругость стали понижается. Поэтому пришлось разрабатывать другие сплавы с углеродом, которые имеют улучшенные те или иных характеристики. Так и были созданы легированные стали путем добавления таких химических элементов, например, как хром Cr, никель Ni, вольфрам W, ванадий V, молибден Mo, титан Ti и др. За счет них легированной стали придается прочность, твердость, упругость, а также повышаются антикоррозионные свойства.

Классификация углеродистых сталей

Так как сфер применения сталей огромное множество, и они непосредственно соприкасаются с различными средами и могут эксплуатироваться при низких или высоких температурах, выделяются следующие подгруппы углеродистых сталей:

  • конструкционные углеродистые стали обыкновенного качества
  • конструкционные качественные углеродистые стали
  • инструментальные углеродистые стали

В зависимости от процентного содержания углерода выделяются также:

  • низкоуглеродистые стали — менее 0,3%
  • среднеуглеродистые стали — 0,3-0,7%
  • высокоуглеродистые стали — 0,7-2%

Основная классификация легированных сталей

Существует два основных критерия, по которым классифицируются легированные стали, — это их назначение и процентное содержание добавок.

Так, в зависимости от назначения выделяют:

  • конструкционные легированные стали
  • инструментальные легированные стали
  • стали специального назначения: коррозионно-стойкие (нержавеющие), жаростойкие, жаропрочные, электротехнические

А в зависимости от количественного содержания дополнительных химических элементов существуют:

  • низколегированные стали — содержание добавок менее 5%
  • среднелегированные -5-10%
  • высоколегированные — более 10%

В металлургической промышленности стали классифицируются еще по нескольким параметрам, например:

  • классификация сталей по качеству: обыкновенного качества, качественные, высококачественные и особо качественные
  • классификация сталей по степени раскисления (по степени пластичности): спокойные, полуспокойные и кипящие

Применение углеродистых и легированных сталей при производстве резервуаров и емкостей

В государственных стандартах, регламентирующих проектирование и изготовление вертикальных и горизонтальных емкостей, указывается возможность применения тех или иных марок сталей для основных и вспомогательных конструкций.

Для подбора конкретной марки стали для изготовления резервуаров, инженеры-проектировщики проводят необходимые расчеты и анализ условий эксплуатации. Так, основными параметрами для выбора определенной марки стали являются:

  • расчетное давление
  • минимальная расчетная температура
  • максимальная расчетная температура
  • коррозионная активность рабочей среды
Читайте также:  Кран шаровый 1 дюйм нержавеющая сталь под кламп 2

Со стороны сталей наиболее релевантными характеристиками являются:

  • минимальный предел текучести
  • расчетная температура металла
  • ударная вязкость
  • коррозионная стойкость материала
  • пластичность и др.

Проанализировав существующую нормативную базу по производству резервуаров и емкостей, можно привести следующие итоги:

  • горизонтальные резервуары (по ГОСТ 17032-2010) должны изготавливаться из углеродистой полностью раскисленной стали (основные металлоконструкции) и углеродистой полуспокойной или кипящей стали (вспомогательные конструкции)
  • вертикальные резервуары (по ГОСТ 31385-2008 и СТО 0048-2005) должны изготавливаться из спокойных низкоуглеродистых и низколегированных сталей, для вспомогательных конструкций возможно применение полуспокойных и кипящих сталей
  • сосуды и аппараты (по ГОСТ 52630-2012) могут изготавливаться из углеродистых сталей, коррозионно-стойких и низколегированные, жаростойких и жаропрочных толстолистовой стали

Для Вашего удобства ниже приведем таблицу маркировок и расшифровок наиболее часто используемых марок стали при производстве резервуаров и емкостей.

Маркировки и расшифровка марок сталей

Маркировка Расшифровка
Ст3сп конструкционная углеродистая обыкновенного качества сталь
09Г2С конструкционная низколегированная сталь
08Х13 сталь коррозионностойкая и жаростойкая ферритного класса.
10Х17Н13М2Т сталь коррозионностойкая аустенитного класса
12Х18Н9 сталь коррозионностойкая и жаростойкая аустенитного класса
08Х18Н10 сталь коррозионностойкая, жаропрочная, аустенитного класса
12Х18Н9Т сталь коррозионностойкая аустенитная класса
08Х18Н10Т сталь коррозионностойкая и жаростойкая аустенитного класса
12Х18Н12Т сталь коррозионностойкая, жаростойкая и жаропрочная аустенитного класса
08Х18Г8Н2Т сталь коррозионностойкая аустенитно-ферритного класса
08Х22Н6Т сталь коррозионностойкая аустенитно-ферритного класса
ВСт3сп сталь конструкционная
10Х14Г14Н4Т сталь конструкционная криогенная аустенитного класса

Для справки: Нормативная база по углеродистым и легированным маркам стали

Для производства качественных резервуаров и емкостей Заводы-изготовители используют металлопрокат, отвечающий требованиям государственных стандартов в зависимости от марки стали:

  • ГОСТ 380-2005 «Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки»
  • ГОСТ 1050-2013 «Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия»
  • ГОСТ 4543-71 «Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия»
  • ГОСТ 27772-88 «Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия»
  • ГОСТ 5520-79 «Прокат листовой из углеродистой, низколегированной и легированной стали для котлов и сосудов, работающих под давлением. Технические условия»
  • ГОСТ 19281-2014 «Прокат повышенной прочности. Общие технические условия»
  • ГОСТ 14637-89 «Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия»
  • ГОСТ 7350-77 «Сталь толстолистовая коррозионно-стойкая, жаростойкая и жаропрочная. Технические условия»
  • ГОСТ 535-2005 «Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия»
  • ГОСТ 10885-85 «Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия»

Из всего вышеперечисленно можно сделать вывод, что резервуары и емкости могут изготавливаться из различных марок стали. Главное условие для выбора стали — это способность выдерживать нагрузки от эксплуатации (внешние и внутренние).

Если у Вас есть вопросы по используемому металлопрокату, Вы можете позвонить нам по телефону 8-800-555-9480, и наши специалисты ответят на них.

С уважением, Директор по производству

Источник

Стальной, алюминиевый, пластиковый — какой бак лучше?

Топливный бак — это резервуар, в котором хранится топливо. Это может быть бензин, ДТ или газ, в зависимости от типа двигателя и топлива, на котором он работает. О том, из чего изготовлен бак и какие варианты бывают, как правило, никто даже не задумывается до тех пор, пока с ним что-то не случится.

В этой статье я расскажу каким бывает бензобак, в чем отличия того или иного материала, а также какой топливный бак лучше выбрать.

Надежность и прочность топливного резервуара — это, прежде всего, безопасность, любая протечка или негерметичность может дорого стоить. Любое топливо легко воспламеняется и, как правило, имеет высокую степень испарения. Кроме прочего, хороший топливный бак должен быть стойким к коррозии и не вступать в реакцию с топливом и влагой. Только так можно обеспечить надежную работу топливного насоса, форсунок, а также двигателя в целом.

До «двухтысячных» баки были преимущественно металлические, в качестве материала использовались либо метал, либо алюминий. Когда пластик стал предельно доступен, он стал заменять большое количество металлических деталей (бампер, детали салона, различные накладки и молдинги), не стал исключением и топливный бак. Большинство современных авто оснащены пластиковыми бензобаками, которые уже воспринимаются как норма.

Частый вопрос, который задают многие водители: «Почему хранить топливо в пластиковой таре нельзя, а топливные баки из пластика — норма»? Нонсенс!? На самом деле ответ на поверхности! В отличие от простой бутылки или канистры, бак из пластика является частью топливной системы, которая серьезно эволюционировала за последние десятилетия. Самое страшное для пластикового топливного бака — пары и реакция пластика на топливо. С реакцией на топливо поработали химики, сделав пластик, стойким к веществам, способным растворять пластмассу. Что касается паров, которые являются неотъемлемой частью любого топлива, то они отводятся при помощи специальной системы отвода паров топлива. Во время работы эти пары подаются во впускной коллектор и дожигаются, а когда мотор не работает очистку выполняет адсорбер. Поэтому пластиковый бак не раздувается, не деформируется и не подвержен вредному воздействию топлива. Кроме того, важно отметить, что для производства топливных баков используется не простой пластик, а многослойный, который способен выдерживать большие нагрузки в случае неисправности системы отведения паров топлива.

Для производства топливных резервуаров используют: сталь, алюминий, пластик.

  • Сталь. Первые бензобаки, а также баки для «дизеля» были стальными. Они встречаются на старых авто, некоторые автопроизводители используют их и поныне. Баки производят методом штамповки при помощи пресс-формы, используя листовую сталь. Недостаток таких баков в том, что они подвержены коррозии, имеют большой вес и стоят дороже, чем пластиковые аналоги.
  • Алюминий. Этот материал можно считать таким себе компромиссом между пластиком и сталью, поскольку алюминий не ржавеет, он легче стали, при этом он более прочен по сравнению с пластиком. Но! Алюминиевые топливные баки — удовольствие не из дешевых, кроме того, в случае повреждения такого бака его не так легко заварить, как металлический или запаять, как пластиковый. Здесь нужен аргон и специалист, который выполнит эту работу.
  • Пластик. Пластиковый бак — это, прежде всего, дешево, во-вторых с таким резервуаром вам не страшна коррозия и конденсат. В-третьих, бензобак из пластика гораздо легче металлического, а на его изготовление у производителя уходит меньше времени и ресурсов, в итоге это положительно сказывается на его цене.

Что же выбрать: сталь, алюминий или пластик?

Ответ, как всегда, неоднозначен. Во-первых, выбрать себе любой бензобак или бак для ДТ — невозможно, вам придется покупать то, что предусмотрено производителем ну, или искать что-то, подходящее по заменителям. Второй момент — цена, безусловно, алюминиевый бак, на мой взгляд, обладает рядом преимуществ, как я говорил, он легче чем стальной бак, и прочнее по сравнению с пластиковыми аналогами. Но его цена гораздо выше, по сравнению с двумя конкурентами. Выходит, что пластиковый топливный бак — наш выбор. Пожалуй, да, такой резервуар проверен временем, он отвечает всем требованиям безопасности и обеспечивает необходимую производительность.

Перечислим плюсы бензобака из пластика

  • Цена. Такой бак имеет невысокую себестоимость, пластик нынче стоит недорого, а на изготовление деталей из этого материала не нужно много финансовых и энергозатрат. Такой бак может стоить вдвое дешевле, чем стальной и алюминиевый бак.
  • Небольшой вес. Пластиковый бак будет легче металлических аналогов, при этом он в полном объеме выполняет свою роль. Это положительно сказывается на общей массе авто и на расходе топлива в целом.
  • Коррозия. Здесь все просто, пластик коррозии не боится, он не подвержен гниению и прочим процессам, которые так боится металл.
  • Конденсат. На стенках такого резервуара конденсат не так быстро образуется, пластик хуже проводит температуру, чем металлы, поэтому это явление не так ярко выражено. Для двигателя это значит: отсутствие внутренней коррозии, продолжительный срок службы свечей, форсунок и т. д., лучший КПД двигателя.
  • Ремонт. Заклеить пластиковый бак проще и легче, по сравнению с металлическими аналогами.

Есть и минусы, куда же без них!?

Главный и, пожалуй, единственный минус баков из пластика — это их прочность. Физическое воздействие и пластиковый бензобак — вещи несовместимые. Но не следует понимать превратно, бак может и не такой прочный как металлический, но при этом это и не яичная скорлупа. Если по нему не быть и не подвергать нагрузкам, такой он легко может служить правдой и верой несколько десятилетий.

Источник

Adblock
detector