Меню

Как в годы вов стали называть знаменитые окна роста

«Окна сатиры РОСТА». История создания и выпуска плакатов ТАСС

1 сентября информационному агентству ТАСС исполняется 115 лет. Рассказываем об «Окнах сатиры РОСТА» («Окнах РОСТА») — агитационных плакатов, которые в 1919-1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (образовано 7 сентября 1918 года; с 10 июля 1925 года – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС).

Начало выпуска «Окон РОСТА»

«Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА») — агитационные плакаты, которые в 1919-1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (образовано 7 сентября 1918 года).

«Окна РОСТА» представляли собой новый вид журналистской и пропагандистской деятельности. Они возникли и получили распространение в условиях гражданской войны, когда полиграфическая промышленность испытывала значительные сложности. Бюллетени большого формата выполнялись от руки сотрудниками Российского телеграфного агентства и выставлялись в пустующих витринах магазинов.

Первое «Окно сатиры РОСТА» не сохранилось, однако известно, что оно было посвящено наступлению на Москву войск главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Антона Деникина и поражению коммунистов в Венгрии. Оно содержало карикатуры, сатирические стихи и фельетоны. Плакат был подготовлен художником Михаилом Черемных (1890-1962) и поэтом Николаем Ивановым-Граменом (1885-1961). После одобрения ответственным руководителем РОСТА Платоном Керженцевым (1881-1940) в конце сентября 1919 года он был размещен в витрине бывшего магазина «Фабрично-торгового товарищества А. И. Абрикосова сыновей» на углу Тверской улицы и Чернышёвского переулка.

Изначально «Окна РОСТА» рисовались в одном экземпляре и выходили с еженедельными интервалами, однако впоследствии периодичность их выпуска была увеличена.

В октябре 1919 года основными авторами, работавшими над «Окнами сатиры», были Михаил Черемных, поэт Владимир Маяковский (1893-1930) и художник Иван Малютин (1891-1932). Участие в выпуске плакатов также принимали художники Антон Лавинский, Дмитрий Моор, Василий Хвостенко и др.

К декабрю 1919 года в Москве имелось девять витрин с постоянно обновлявшимися «Окнами РОСТА» — в зданиях на Кузнецком Мосту, Сретенке и др.

Распространение

В начале 1920 года был разработан способ тиражирования «Окон сатиры» при помощи картонных трафаретов, благодаря чему за два — три дня удавалось подготовить до 300 экземпляров. Первые копии незамедлительно выставлялись в витринах, а также на вокзальных агитпунктах и других оживленных местах. «Окна РОСТА» были значительно оперативнее еженедельных общественно-политических журналов, а также дополняли материалы ежедневных газет.

В феврале — марте 1920 года была введена общая нумерация всех «Окон РОСТА». Весной того же года около 300 экземпляров московских плакатов начали рассылать в 47 местных отделений Российского телеграфного агентства. Наряду с этим, самостоятельный выпуск плакатов наладил ряд филиалов: Одесский (ЮгРОСТА), Омский (СибРОСТА) и др. В Петроградском отделении РОСТА (ПетроРОСТА) в апреле — мае 1920 года был создан специальный плакатный отдел. Его возглавил художник Владимир Козлинский, помощниками которого стали Владимир Лебедев и Лев Бродаты. Они начали выпуск петроградских «Окон РОСТА». Тексты к ним писали сатирики Владимир Воинов и Александр Флит. Петроградские «Окна РОСТА» выставлялись в витринах пустующих магазинов, демонстрировались на заводах и фабриках, в рабочих клубах и воинских частях. К началу 1921 года «Окна сатиры» выходили в более чем 50 городах.

Содержание

«Окна РОСТА» не только решали задачи оперативной политической агитации в поддержку власти партии большевиков, но также сообщали о событиях в стране и мире, утверждали необходимость восстановления народного хозяйства и борьбы с голодом, распространения всеобщей грамотности и новой социалистической культуры.

Графическое оформление «Окон РОСТА» сочетало символику русского лубка и новаторские методы художественного авангардизма. Отличительными чертами плакатов были взаимодополняемость стихотворного текста и рисунков, выразительность силуэтов, использование двух-трех цветов. Первоначально рисунки содержали несколько многотемных «кадров», а тексты нередко имели частушечную или раёшную (с парной рифмовкой) первооснову. Под влиянием Владимира Маяковского постепенно был осуществлен переход к выпуску однотемных плакатов с равновеликими словесно-изобразительными «кадрами-сценками». Текстовая составляющая становилась более лаконичной, «телеграфной». Это позволяло более эффективно решать функционально-агитационные задачи «Окон РОСТА».

Общее количество выпущенных «Окон РОСТА» оценивают в 2 тыс. плакатов.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов агитационные традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».

Источник

«Искусство наглядной пропаганды»: 75 лет «Окнам ТАСС»

Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката «Окно ТАСС» была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Она разместилась в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту.

  • Агитационные плакаты военной тематики, выпускавшиеся вручную, трафаретным способом, без использования каких-либо технических средств. Были созданы по образцу «Окон сатиры РОСТА», выпускавшихся в годы Гражданской войны.
  • Коллектив художников, в который входило свыше 560 человек.
  • Узнаваемый «брусковый» шрифт, разработанный художником Виктором Масленниковым.
  • Работа в три смены и до 1000 экземпляров плакатов ежесуточно.
  • Строгий регламент: в авторских плакатах должно было быть использовано не более 10 цветов, а время, разделявшее изготовление оригинала и выход готового плаката, не превышало 24 часов.
  • 15 млн экземпляров плакатов, выпущенных за годы существования редакции, с 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года.

Первый тираж «Окон ТАСС» (8 оригинальных плакатов, 308 экземпляров) был выпущен и расклеен на улицах Москвы 27 июня.

Читайте также:  Можно ли использовать хромированную сталь в коптильне

В дальнейшем все макеты, одобренные художественным советом редакции, отправлялись на утверждение ответственному руководителю ТАСС Якову Хавинсону (занимал пост с 1939 по 1943 год) и инструктору Отдела агитпропа ЦК ВКП(б) Павлу Лебедеву-Полянскому.

Во время битвы за Москву 1941-1942 годов сотрудникам «Окон» приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художникам сначала пришлось перейти на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Из-за необходимости соблюдать условия светомаскировки (мастерские «Окон» находились рядом со зданиями МИД и КГБ) проветривать помещения в ночное время не представлялось возможным. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить от трех до шести трафаретчиков в тяжелом состоянии.

Солдаты, приезжавшие в столицу за новым тиражом плакатов, приводили слова немцев: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах», будут висеть на фонарных столбах».

После разгрома фашистов под Москвой по просьбе Комитета партизанского движения «Окна ТАСС» стали выходить в формате небольших листовок 30 х 20 см, чтобы активно распространяться участниками партизанских отрядов.

Всесоюзное общество культурных связей (ВОКС) заказывало дубликаты плакатов для заграницы. «Окна ТАСС» направляли в 20 стран мира, в том числе в США, Великобританию, Китай, Швецию и страны Латинской Америки.

В 1942 году несколько сотрудников редакции получили Государственную премию за вклад в поднятие боевого духа в период войны, в их числе: поэт Самуил Маршак, творческий коллектив Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов) и художники Павел Соколов-Скаля, Георгий Савицкий, Николай Радлов, Петр Шухмин, Михаил Черемных.

Также печатники и резчики редакции были награждены медалью «За оборону Москвы».

При подготовке материала была использована книга воспоминаний художника В.А. Масленникова, работавшего в «Окнах ТАСС».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • интервью , расследования (28821)
  • Украинский кризис (20160)
  • политика экономика (3178)
  • Среда обитания (665)
  • сирийский кризис (344)
  • Белая книга (310)
  • «Десоветизация» «Десталинизация (155)
  • видео (19525)
  • кризис на украине (3095)
  • познавательное (2265)
  • Западное кино (981)
  • Советские фильмы (919)
  • российское кино (661)
  • Секретные территории (296)
  • видео-рецепты (279)
  • Мой серебряный шар. (213)
  • Великая Отечественная война (197)
  • Сериал (180)
  • мульт для детей (116)
  • Тайны мира с Анной Чапман (104)
  • Таинственная Россия (72)
  • GrazhdaninPoet (64)
  • ВЕСТЕРН (63)
  • На театральных подмостках (60)
  • ЗАГОРОДНАЯ ЖИЗНЬ (56)
  • Детективный сериал (53)
  • военный сериал (48)
  • В наше время (31)
  • Джейсон Стетхем (31)
  • Оскар (26)
  • Временно доступен (24)
  • Спето в СССР (22)
  • Города и веси (21)
  • Даниэла Стил (20)
  • ВТОРАЯ МИРОВАЯ,день за днём (17)
  • Достояние республики (12)
  • Чарли Чаплин (11)
  • Страшно интересно (4)
  • О самом главном (3)
  • здоровье (7130)
  • статьи (1711)
  • Лунный календарь здоровья (976)
  • Малахов+ (564)
  • физкультура и спорт (552)
  • рецепты (299)
  • Школа доктора Комаровского (119)
  • йога (95)
  • баня (36)
  • Цигун (24)
  • ЖИТЬ ЗДОРОВО (24)
  • О.Бутакова (15)
  • Неумывакин (14)
  • Ешь и худей (13)
  • Болотов (11)
  • Порфирий Иванов (11)
  • Наталия Правдина. (7)
  • Марва Оганян (5)
  • настрои сытина (5)
  • Герман Тюхтин (1)
  • музыка (2670)
  • Клипы (638)
  • Фестивали , конкурсы,концерты (291)
  • Ретро (175)
  • музыка кино (166)
  • По волне моей памяти (92)
  • Романсы (52)
  • караоке (25)
  • песни протеста (16)
  • CCCР (1716)
  • Освободители (514)
  • Cоветские плакаты (79)
  • КУКРЫНИКСЫ (12)
  • Октябрь летопись (5)
  • лекарственные растения (1668)
  • специи (136)
  • Магические растения. (50)
  • история (1567)
  • День в истории (430)
  • домоводство (1384)
  • психология (1297)
  • Уроки успешных людей. (235)
  • Как жить богатой жизнью. (110)
  • Аффирмации (71)
  • погадаем (31)
  • заговоры (24)
  • самоделкин (1151)
  • Полезные советы (553)
  • паллеты (9)
  • сад (978)
  • огород (388)
  • полезные советы (102)
  • огурцы (39)
  • помидоры (35)
  • лунный календарь (30)
  • картофель (27)
  • перец (17)
  • вредители (8)
  • клубника (7)
  • виноград (1)
  • актеры (871)
  • литература (805)
  • аудиокниги. (77)
  • стройка (770)
  • Фазенда (244)
  • про ремонт (129)
  • беседка (25)
  • лекарственные средства (763)
  • КАТАЛОГ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (9)
  • по городам и странам (752)
  • Москва (48)
  • фото (627)
  • художники (621)
  • анекдоты,юмор (620)
  • ЖЗЛ (614)
  • Личное дело (130)
  • удивительное рядом (530)
  • бывает и так (125)
  • демотиваторы (501)
  • Мотиваторы (33)
  • дом (494)
  • проекты (28)
  • животные (490)
  • аквариум (14)
  • Чтобы помнили (454)
  • Моя планета (397)
  • Школа выживания (73)
  • Неразгаданный мир. (70)
  • Золотой глобус (63)
  • Кстати (46)
  • афоризмы,цитаты (346)
  • заготовки (255)
  • разное (245)
  • Притча (230)
  • новый год (230)
  • гороскоп (211)
  • Высоцкий (211)
  • Шансон (26)
  • Булат Окуджава (16)
  • Юрий Визбор (7)
  • БАРДЫ (5)
  • Тимур Шаов (4)
  • Е.Камбурова (3)
  • Марк Бернес (3)
  • Поздравления (171)
  • оформление дневника (168)
  • Полный справочник по ЛиРу (5)
  • по домашнему (166)
  • чай (134)
  • (161)
  • память (143)
  • Терракты , катастрофы (142)
  • компьютер (140)
  • вирус (24)
  • просто прикол (126)
  • шоколад (100)
  • Музеи (95)
  • фотошоп (89)
  • Фэн шуй (75)
  • авто (70)
  • домашнее вино (60)
  • для отдыха (52)
  • Фотографы (45)
  • Книга о вкусной и здоровой пище (21)
  • Бенефис (16)
  • радио (12)
  • Адреналин (10)
  • по душам (8)
  • Скайп (5)
  • Санаторий (5)
  • АНТИВИРУС (4)
  • проекты (1)

Цитатник

Дети не для бедных: как проходит в России процесс «изъятия детей» из бедных семей Очередной сл.

Читайте также:  Сталь для модульных зданий

С Днем Победы. Владимир Высоцкий о войне Он не вернулся из боя Почему все не так.

Рецепт омоложения от доктора Шишонина. Стимулируем костный мозг для омоложения организма &nbsp.

ЗВЕЗДЧАТКА СРЕДНЯЯ (МОКРИЦА) Действие: сердечное, обезболивающее, действующее успо.

Натуральный шампунь для здоровья волос Учимся обходиться без шампуней промышленного производст.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

«Окна ТАСС»


ЛЕТОПИСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут
мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА»
при изучении Октябрьской революции.

22 июня 1941 года, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну, московские художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. А те, кто был старше, вспомнили знаменитые «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства), которые средствами лаконичного рисунка и выразительных подписей мобилизовывали советских людей на борьбу с белогвардейцами и интервентами, несли в широкие массы слово Коммунистической партии, вели агитацию и пропаганду. «Окна РОСТА» (такое название они получили потому, что первоначально вывешивались в окнах магазинов и учреждений на людных улицах и площадях) исполнялись от руки и тиражировались с помощью трафаретов. Поэтому они могли быстро откликаться на важнейшие события дня, не дожидаясь сложного перевода в полиграфическую форму.

В «Окнах РОСТА» вместе с их родоначальниками М. Черемных и В. Маяковским работал молодой тогда художник Н. Денисовский. Ему в самом начало войны пришла мысль обратиться в Телеграфное агентство Советского Союза с предложением выпускать злободневные «Окна ТАСС». Он позвонил знакомым художникам, нашел горячую поддержку одного из самых авторитетных мастеров — П. Соколова-Скаля. Вместе они обошли мастерские товарищей, всюду их начинание получало одобрение. Руководство ТАСС также поддержало инициативу художников. К ним присоединились литераторы-публицисты. И на московских улицах вскоре появились «Окна ТАСС».

26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое «Окно» — острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: «Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут. » И после этого ни на час в мастерской «Окон ТАСС» не прекращалась напряженная и целеустремленная работа. Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном «Окне». Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысяче экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.

В стихотворении С. Маршака, посвященном выпуску пятисотого «Окна ТАСС», есть такие строки:
Под этим окном не поют серенады,
На этом окне резеда не цвела.
За этим окном разрывались снаряды,
И армия наша на подвиги шла.

«Окна ТАСС» разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту социалистического Отечества. Они раскрывали смысл событий, происходивших в мире, и развеивали миф о непобедимости немецких армий. Сообщали о наших победах на фронте, поднимали настроение и трудовой энтузиазм в тылу. Красноармейцы и партизаны, рабочие и колхозники считали «Окна» боевыми товарищами в строю и на трудовом фронте, надежными агитаторами и умелыми организаторами патриотических починов.

В годы войны эти плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. Без «Окон ТАСС» невозможно себе представить военную столицу, боевой ритм ее жизни, организующую роль Москвы в достижении Великой Победы.

Авторы плакатов творчески переосмысливали традиции «Окон РОСТА», думали о том, как сделать свои произведения жизненными и действенными в новых условиях. В сатирических листах «Окон РОСТА» с успехом развивал демократические традиции лубка и раешника Владимир Маяковский, предельно конкретизируя тему, органически связывая меткость графического решения с лаконичной строфой агитстиха. Рисунки поэта были динамичны и выразительны.

М. Черемных строил свои плакаты на одной-двух деталях, красноречиво характеризовавших сатирический персонаж. И. Малютину была свойственна гротескность образа и вместе с тем декоративность, связанная с традиционной нарядностью лубка.

Коллектив работал дружно, самозабвенно. В случае необходимости трафаретчиками и печатниками становились прославленные авторы картин, известные портретисты, мастера пейзажа. Злободневные и яркие плакаты вывешивались в витринах магазинов, на стенах жилых домов, в военкоматах и вокзалах, везде, где их могли видеть жители столицы и воины, отправлявшиеся на фронт. Кадры кинохроники и фотографии той поры запечатлели «Окна ТАСС», и всегда возле них многолюдно и оживленно.

Весть об очередном выпуске мгновенно облетала город.

Осенью 1941 года фронт вплотную приблизился к Москве. Вместе с жителями города коллектив мастерской мужественно переносил бомбежки, холод и голод, но не прекращал своей столь необходимой деятельности. К празднику Великого Октября на улицах столицы появились экспрессивные листы с призывными надписями, напоминающими слог военных приказов: «На защиту родной Москвы!», «Москву не отдадим!», «Отстоим Москву!», «Ребята, не Москва ль за нами!» Эти плакаты видели и запомнили участники легендарного парада 7 ноября 1941 года, уходившие с Красной площади прямо на передовые позиции. Бойцов воодушевляли призыв партии, вера народа в победу, рисунок художника и слово поэта.

Читайте также:  Триколор все каналы стали с буквой р

Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев, а поэт В. Лебедев-Кумач сопроводил его выразительными стихами, звучавшими как радостная песня:
Победа! И звезды по-новому светят!
Победа! И солнце светлее горит!
Весенний, победный, стремительный ветер
Летит над Отчизной и дух веселит.

Но тогда, суровой осенью 1941 года, до этого радостного дня было еще далеко. И коллектив «Окон ТАСС» активно участвовал во всенародной борьбе с ордами захватчиков, славя героев и призывая брать с них пример. Специальные выпуски были посвящены подвигу Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру фашистского дота, героической смерти капитана Гастелло, направившего горящий самолет на скопление вражеской техники, подвигам других замечательных патриотов.

Всего было выпущено около полутора тысяч «Окон ТАСС». И это только в Москве. Движение художников и литераторов столицы подхватили в Ленинграде (выпуски «Боевого карандаша») и Куйбышеве, Свердловске и Иркутске. Где только не было своих «Окон» наряду с повторением московских! Наиболее яркие из них — «Окна УзТАГ», выходившие в Ташкенте. Они посвящались формированию узбекской дивизии, мобилизации тыла, усилению работы на заводах и колхозных полях, заботе об эвакуированных, приему сирот на воспитание.

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие «Окна ТАСС» доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на переднем крае, вызывая чувство гордости у советских бойцов, заставляя фашистов злобно стрелять по плакатам из орудий.

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники и литераторы: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Демьян Бедный, В. Лебедев-Кумач, Н. Асеев, М. Исаковский, К. Симонов, С. Щипачев, А. Прокофьев. Деятельность коллектива получила высокую общественную оценку. В 1942 году труд девяти авторов «Окон ТАСС» — С. Маршака, Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных — был отмечен Государственной премией СССР. Работников «Окон ТАСС» 19 декабря 1942 года принял М. И. Калинин, который наметил задачи, стоящие перед мастерами советской изобразительной публицистики, подчеркнул мобилизующую роль плакатного искусства в укреплении боевого духа народа.

Художественные особенности «Окон ТАСС» многогранны и разнообразны. Самые первые выпуски продолжали традиции и развивали композиционные приемы «Окон РОСТА». Плакат состоял из четырех-пяти изображений, которые вместе с подписями обстоятельно раскрывали тему произведения. Таково, например, «Окно ТАСС» № 5 «Чего Гитлер хочет, и что он получит», выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства начала 20-х годов.

От выпуска к выпуску стиль изменялся. Каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. «Окна ТАСС» художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа. Сближались плакаты и по внешнему облику, по главному композиционному принципу. Чаще всего изображение составлял один крупный рисунок, построенный на сопоставлении двух-трех деталей, или два-три рисунка, разрабатывающие одну тему в ее временном развитии.

Этот прием широко использовался в плакатах, где текст напоминал частушки. Например, в листе № 613, созданном художником П. Саркисяном и поэтом В. Лебедевым-Кумачом:
Немец к Волге шел напиться —
По зубам огрели фрица,
Наутек пришлось пуститься,-
Ноет бок, болит спина.
Видно, волжская водица
Для фашиста не годится,
Холодна она для фрица, Солона!

Другие выпуски более близки по форме к агитационному панно. Плакат № 1019 М. Соловьева назван «Слава защитникам Москвы». На нем дано крупным планом изображение столичного рабочего, вступившего в народное ополчение, а также изображены фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль «За оборону Москвы». Панно напоминает и плакат № 444 П. Соколова-Скаля «России двинулись сыны», где величавый памятник Пушкину как бы напутствует своим гордым обликом воинов, направляющихся на фронт. Здесь же приведены стихотворные строки Пушкина «Страшись, о рать иноплеменных!».

В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Были выпущены листы, запечатлевшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.

«Окна ТАСС» стали гордостью советского изобразительного искусства. Их традиции продолжаются в творчестве советских плакатистов наших дней, в частности в деятельности коллектива «Агитплакат». Красочные, выразительные плакаты, выпускаемые этим крупнейшим творческим объединением, так же, как и доблестные «Окна» военных лет, занимают сегодня видное место на улицах и площадях наших городов, утверждая коммунистическое созидание, мирную политику Советского государства.

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Adblock
detector